https://www.high-endrolex.com/42

Люди и деньги


Как измерить эффективность человеческих ресурсов. История из практики компании «Велес Персонал».


Текст: Марина Миронова


В беседе с одним из наших клиентов – руководителем небольшой строительной компании – мы вышли на тему «как оценить персонал». Руководитель, внимательный ко всем сигналам из коллектива, столкнулся с множеством противоречивых мнений о ситуации в компании. При этом все «докладчики» были весьма эмоциональны и убедительны, каждый из них радел за дело, призывал к решительным и немедленным действиям.


Мы составили перечень характеристик ситуации и увидели весьма неоднозначную картину.


- Компания неконтролируемо разрослась и в некоторых подразделениях до половины сотрудников откровенные бездельники, - намекали друг на друга руководители бухгалтерии и отдела продаж.

- В связи с ростом требований со стороны контролирующих органов для качественного выполнения работы не хватает штатных сотрудников, руководители с головой погружены в текучку, им пообедать некогда, не то что подумать о перспективах развития, – отметил заместитель директора.

- В компании «неприлично маленькие» зарплаты и скудный социальный пакет, - заявили правдорубы.

- Фонд оплаты труда и затраты на персонал постоянно увеличиваются, а толку от этого никакого, - заметил финансовый директор.

- Из компании уходят лучшие люди, - в один голос сказали несколько руководителей, - если зарплата не будет увеличена, мы просто потерям половину, с нами останутся только стажеры.

- Уровень текучки в компании на самом низком уровне для отрасли (это начальник отдела кадров сказал).

- Старожилы жаловались, что пропала атмосфера драйва, а новенькие удивлялись нерегламентированности процессов.


По каждому из пунктов хотелось немедленно закатать рукава и взяться за нелегкую задачу исправления ситуации, тем более что многие ответы лежали на поверхности: привязать мотивы к достижениям, лодырей уволить, социальный пакет усилить, зарплату поднять, «звезд» набрать.


Но прежде чем принимать какие-либо кадровые решения мы предложили провести в коллективе исследование. Глубокое изучение ситуации способно подтвердить худшие опасения или развеять сомнения, а результаты исследования ложатся в основу принятия последующих кадровых решений и формирования кадровой политики.


Перед тем как решиться на исследование, необходимо четко понять, для чего оно нужно, какие данные нужно получить с его помощью. Всегда существует соблазн измерить за один раз все стороны работы с персоналом, соединив воедино и оценку корпоративной культуры, и уровень лояльности, и мотивацию, и личностные особенности сотрудников. Можно объединить не один десяток параметров оценки, но в данном проекте мы предложили руководителю сосредоточиться на нескольких наиболее значимых. Чтобы выделить самое важное, мы провели предварительные интервью с ключевыми руководителями, сформировали на их основе «дерево проблем» и подготовили опросник для детализированного исследования. В качестве ключевых направлений исследования мы взяли уровень корпоративной культуры, систему прохождения информации и уровень конфликтности.


При получении результатов анкетирования, порой возникает непреодолимое желание сосредоточиться на графиках и диаграммах, ведь они так чудесно смотрятся в презентациях и дают ощущение полноты картины. Но не стоит поддаваться магии цифр, когда кажется, что полученные по результатам исследования проценты, доли, корреляции говорят сами за себя. Доля фонда оплаты труда в размере 15 % от выручки это много, мало или вообще ни о чем? Уровень потенциальной текучести равный 10 % является критичным для компании? Оценить вес тех или иных показателей можно в сравнении с рынком или с данными самой организации в более ранний период, наложив полученные цифры на систему координат для понимания, что такое хорошо, а что такое плохо.


Наша принципиальная позиция – любые количественные исследования должны быть дополнены качественными комментариями. Именно в структурированном интервью уточняются взаимосвязи между проблемами, их вес и последствия для компании. Изучив статистику ответов на вопросы из разработанных анкет, мы определили, что ключевой проблемой в компании является существующая система прохождения информации. Руководство ставит амбициозные цели, а рядовые сотрудники и линейные менеджеры даже не имеют о них представления. Коммуникация не налажена и, как следствие, информационный вакуум заполняется слухами, порождающими тревожность, конфликты, неудовлетворенность работой и зарплатой.


Данное исследование имело и косвенные положительные эффекты: сотрудники получили возможность высказать свое мнение по проблемам в компании, было внесено несколько предложений по оптимизации работы. Многим важно быть услышанными, чувствовать, что они влияют на работу компании, не только выполняя свои прямые обязанности, но и высказывая свое мнение. Участие в исследовании - это эмоционально окрашенная совместная деятельность, и как любая совместная деятельность она способна сплотить коллектив.


Чтобы результаты исследования не ушли в песок, на основе аналитического отчета мы провели серию мероприятий, был сформирован план действий, план работы был обсужден на общем собрании сотрудников компании. Подобная обратная связь просто необходима, если компания и дальше планирует интересоваться мнением сотрудников по вопросам работы компании. Только открытая позиция и реальные результаты дают ощущение, что к словам сотрудников прислушиваются. Если такая работа не будет проведена, то в следующий раз на вопросы работодателя ответят лишь единицы, а для получения объективной обратной связи компании придется приложить значительно больше усилий.


Стоит сказать, что исследования мнений сотрудников могут пригодиться в самых разных областях жизни компании, они позволяют повысить адресность затрат на персонал, выявить работающие и неработающие кадровые процедуры, определяя приоритеты в развитии, оценить, как воспринимаются нововведения коллективом, что позволяет снизить противодействие изменениям, уменьшить конфликтность. Оценка мотивированности персонала позволяет выявить преимущества материальных и нематериальных методов мотивации, существующих в компании. Исследование оргструктуры позволяет определить оптимальность численности и избежать переплат «лишним» людям и структурам.


Проведение исследования в коллективе является необходимым инструментом работы с персоналом и в случае внедрения изменений. Традиционно решение проблемы, обсужденное вместе, принимается легче, чем навязанное сверху. А исследование как раз и является способом привлечения к обсуждению каждого или хотя бы большинство.


Компании, в которых исследование персонала становится традицией, имеют возможность отслеживать динамику изменений наиболее значимых кадровых показателей.


Люди часто становятся наиболее дорогостоящим ресурсом для компании, не только в переносном, но и в прямом смысле – в некоторых сферах деятельности затраты на фонд оплаты труда доходят до 70 % от выручки. Работа с любыми ресурсами требует их объективной оценки. И современные методы исследования позволяют с высокой достоверностью оценить такие субъективные показатели как человеческий потенциал

Также в номере
https://www.high-endrolex.com/42

Закажите обратный звонок,
и мы Вам перезвоним

Спасибо за заказ звонка.
Скоро наш менеджер свяжется с вами.

Мы будем рады диалогу с Вами

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Ответ на заявление (жалобу) будет подготовлен в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а на заявления (жалобы), не требующие дополнительного изучения и проверки, – 15 дней

Отмена подписки

Вы правда хотите отписаться от наших рассылок? Для подтверждения действия, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.

Оформление подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Редактирование подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Обратная связь по факту мошенничества

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО Мы будем рады диалогу с Вами.
Нажимая на кнопку «отправить», Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных