https://www.high-endrolex.com/42

О футболе — изнутри



Shilenkov_small.jpg

Евгений Шиленков
директор департамента активных операций ИК «ВЕЛЕС Капитал»,
президент футбольного клуба «Велес»


 

Не секрет, что в современном цивилизованном мире футбол является интересным и прибыльным бизнесом, а не дорогостоящей игрушкой. Российские олигархи и арабские шейхи владеют клубами из Английской премьер-лиги, катарский фонд является собственником французского «Пари Сен-Жермен», американцы покупают «Милан», и этот список можно продолжать бесконечно. Частные лица, компании, фонды — все ищут выгоды от инвестирования в данном сегменте. Но совсем иная картина предстает перед глазами в российском футболе, где он является вотчиной государства в различных его проявлениях: от муниципальных образований до госкорпораций, и лишь отчасти фанатиков футбола в хорошем смысле этого слова. Последних, прямо скажем, немного.


К сожалению или к счастью, я один из них. Футбольному клубу «Велес», президентом которого я являюсь, уже три года, и мы играем в Профессиональной футбольной лиге в зоне «Запад». В этом году наша цель — завоевать первое место, дающее право на участие в Футбольной национальной лиге, попасть куда важно для любой команды. Для понимания, в России существует всего три уровня профессионального футбола. В порядке возрастания это: Профессиональная футбольная лига (ПФЛ), Футбольная национальная лига (ФНЛ) и Российская премьер-лига (РПЛ), где играют российские топ-клубы, такие как ЦСКА, «Спартак», «Зенит» и т. д. Основная разница между ПФЛ и ФНЛ заключается в том, что в последней собраны лучшие клубы со всех уголков России, от Хабаровска до Калининграда, тогда как ПФЛ — зональный, локальный турнир для городских команд.


Частные деньги и здоровые амбиции заставляют нас быть особенно расчетливыми и бережливыми, но в то же время максимально эффективными в плане спортивного результата. Это не социальный проект и не игрушка. Это персональный челлендж, в основе которого лежит желание выстроить клуб по лекалам клубов из чемпионатов Западной Европы. В данном случае я говорю об эффективном менеджменте на каждом участке работы футбольного клуба. Это и работа спортивного штаба в области трансферной политики, и выстраивание отношений коммерческого отдела с партнерами и спонсорами, PR-отдела в работе со СМИ и болельщиками, и т. д. Важно не только четко понимать, на что был потрачен каждый рубль, но и получать от него максимальную отдачу.


Немного о цифрах. В среднем, бюджет клуба ПФЛ составляет $1 млн, клуба ФНЛ — $5 млн, а РПЛ — $15 млн в год. Это средняя температура, у лидеров лиг бюджеты обычно кратно больше, у аутсайдеров кратно меньше. Для клуба ПФЛ компенсировать свои расходы в полном объеме практически невозможно. Существование в этой лиге полностью зависит от благополучия местного бюджета или основного акционера. В доходах от футбольной деятельности у клуба всегда стоит цифра, близкая к нулю. Трансферы на этом уровне дают сотни тысяч рублей за игрока, редко миллионы. Спонсорская поддержка в силу ограниченности охвата болельщиков также минимальна и скорее уменьшает расходы клуба по некоторым направлениям жизнедеятельности. Отчислений от Российского футбольного союза не предусмотрено. Вход на матчи в основном бесплатный — посещаемость и так невысокая, продажа атрибутики точечная. Одним словом, каждый выживает как умеет.


На уровне ФНЛ ситуация с доходами выглядит несколько симпатичнее, но и расходы возрастают
кратно, поэтому дефицит бюджета только увеличивается. Рост расходов происходит за счет более
громоздкой оргструктуры, фонда оплаты труда, затрат на переезды и проживание команды и т. д.
На уровне РПЛ дефицит становится еще более серьезным, но у клубов — участников еврокубков есть шанс свести его к нулю без помощи акционерного капитала благодаря спортивным успехам и эффективной работе коммерческого отдела. Подобное положение дел отчасти убивает спортивную составляющую, поскольку выходить в вышестоящую лигу могут себе позволить только финансово устойчивые коллективы, и нередко победители своих дивизионов в ПФЛ отказываются от перехода в ФНЛ из-за финансовых проблем. А худшим раскладом для многих клубов является потеря профессионального статуса из-за той же финансовой несостоятельности, статистика неумолима и показательна: более 20 клубов покинули российский футбольный Олимп за последние несколько лет.


Исходя из вышесказанного, возникает закономерный вопрос — а зачем этим вообще заниматься, зачем вкладывать в российский футбол средства, если прямой отдачи от этого упражнения не будет? С коммерческой точки зрения ответ очевиден — незачем. Прямого возврата от инвестиций, да еще и с прибылью, увы, получить не удается. На уровне ПФЛ точно, на уровне РПЛ для этого должны сойтись все звезды. Одним словом, вкладывать деньги в российский футбол в настоящий момент — это как орошать пустыню: вода уходит в песок, но есть призрачный шанс наткнуться на оазис. 99% людей это понимают и не понимают одновременно. Попытаюсь объяснить, как объясняю себе я. Это не попытка навязать кому-то свою правду и убедить в правильности принятых решений, а желание поделиться своими соображениями насчет экономической составляющей российского футбола в целом и нашего проекта в частности.


Во-первых, нельзя все мерить только одним критерием — деньгами. Футбол — это в первую очередь мечта. Это страсть, фанатизм и еще множество других нематериальных чувств. Миллионы мальчишек мечтают стать знаменитыми футболистами, и, очевидно, лишь единицы достигают своей цели, но это не значит, что у всех остальных пропадает интерес к игре. Неважно, кем ты работаешь, неважен твой социальный статус, финансовый достаток, цвет кожи, возраст и многое другое — есть Его Величество Футбол, и благодаря какой-то необъяснимой магии он объединяет всех и вся. Реализовать свои амбиции в этом виде спорта на определенном уровне дорогого стоит в прямом и переносном смысле. Но в жизни всегда есть место романтике, удовольствию и страсти, и отказаться от этих компонентов при наличии шанса равносильно преступлению против себя самого.


Во-вторых, это менеджерский кейс. Попытка перенести свои навыки из финансовой среды в реальный мир, создать с нуля структуру, способную эффективно работать и решать задачи. Это, безусловно, проект про то, как ты сам лично хочешь реализовать свои идеи в российском футбольном сообществе, как на поле, так и за его пределами. Да, ты ограничен в финансах, и это сдерживающий фактор для реализации всех идей в полной мере, но это еще и дополнительный стимул, заставляющий креативить и искать точки роста там, где другие даже не будут пытаться. И в чем-то мы уже преуспели. Наш самый ценный ресурс — это игроки. Мы хотим видеть у себя молодых, талантливых и перспективных ребят. В настоящий момент средний возраст команды чуть менее 23 лет, а стоимость 5–6 игроков, по оценкам Transfermarket, составляет €200–300 тыс. за каждого. Но, увы, это пока «бумажная» оценка, и в реальности получить такие деньги будет сложно. Мы пытаемся экономить. На всем. И наш доход — это сэкономленные деньги на расходах. Мы заключаем партнерские соглашения по многим направлениям нашей деятельности: экипировке, воде, питанию, медицине, проживанию гостей и т. д. В свою очередь, высоко ценим и продвигаем наших партнеров через каналы коммуникации с внешним миром. И это третий пункт нашей работы — соцсети, СМИ, онлайн-трансляции. Наш основной медиапартнер — это Mail.ru Group и социальная сеть «ВКонтакте». Мы единственные на уровне ПФЛ, кто осуществляет трансляции своих матчей через эти ресурсы. Благодаря промо, которое мы получаем от партнера, трансляции игр собирают в среднем 70–80 тыс. просмотров за игру. Официальная группа «Велеса» в «ВКонтакте» насчитывает 13 тыс. подписчиков, что является лучшим результатом в ПФЛ. Аудитория «Велеса» в «Инстаграме» около 9 тыс. подписчиков. По этим показателям мы превосходим не только клубы из ПФЛ, но и большое количество клубов из ФНЛ. Для нас соцсети — это важный, если не основной канал по привлечению и взаимодействию с болельщиками. Работа с болельщиками — это 4-й пункт программы развития клуба. Футбол должен приносить людям эмоции, переживания, удовольствие, наконец. В первом же сезоне ПФЛ отметила наш клуб как лучший в организации домашних матчей. Мы работаем с жителями и школами нашего района — Богородского — в плане популяризации футбола и здорового образа жизни. Российский футбол должен стать открытым — именно такой философии мы придерживались, когда решили запустить реалити-сериал «Команда», первый в своем роде в российской истории. Вышло 10 эпизодов, в среднем каждый получил около 500 тыс. просмотров. Это сериал о нерафинированной жизни типичного футбольного клуба из Второго дивизиона, где игроки не получают миллионные оклады, передвигаются на общественном транспорте, за них не болеют тысячи фанатов, а их имена пока не знают футбольные эксперты. Мы рассказываем в соцсетях о повседневной жизни клуба, выкладываем много интересного фото- и видеоконтента, проводим конкурсы для болельщиков. С нами не скучно. Мы любим футбол. Мы любим футбол в себе, а не себя в футболе. Мы хотим побед, хотим быть лучшими и двигаться дальше. Мы открыты для всех единомышленников, кому близка наша философия, цели и пути их достижения. Мы рады новым болельщикам, парт нерам, спонсорам и просто всем тем, кто так же болеет футболом, как мы. У нас нет прямого ответа на вопрос, зачем инвестировать деньги в российский футбол, но есть четкое понимание, что тратить надо на то, что любишь. И как минимум нам не стыдно за то, что мы делаем, а как максимум мы кайфуем от этого.

Также в номере
https://www.high-endrolex.com/42

Закажите обратный звонок,
и мы Вам перезвоним

Спасибо за заказ звонка.
Скоро наш менеджер свяжется с вами.

Мы будем рады диалогу с Вами

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО
Ответ на заявление (жалобу) будет подготовлен в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а на заявления (жалобы), не требующие дополнительного изучения и проверки, – 15 дней

Отмена подписки

Вы правда хотите отписаться от наших рассылок? Для подтверждения действия, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.

Оформление подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Редактирование подписки

Благодарим за подписку! Для активации подписки, перейдите пожалуйста по ссылке из письма, которое мы выслали на вашу почту.
Выберите новостные ленты:

Обратная связь по факту мошенничества

ВАШЕ СООБЩЕНИЕ ОТПРАВЛЕНО Мы будем рады диалогу с Вами.
Нажимая на кнопку «отправить», Вы подтверждаете
Согласие на обработку персональных данных