У крупных торговых сетей начала снижаться рентабельность
Это связано с высокой конкуренцией на рынке и изменением ассортимента
Источник: Ведомости
Средняя рентабельность крупнейших торговых сетей по чистой прибыли по итогам 2022 г. сократилась на 0,4 п. п. до 2,4% по сравнению с позапрошлым годом. Об этом говорится в отчете компании "Infoline-аналитика", с которым ознакомились "Ведомости". Этот показатель упал впервые за четыре года. К примеру, в позапрошлом году он рос – на 0,2 п. п. до 2,8%.
Из публичных компаний рентабельность по чистой прибыли ухудшилась у X5 Group (на 0,2 п. п. до 2%), "Магнита" (на 1,4 п. п. до 1,4%), "Ленты" (на 1,8 п. п. до 0,9%) и Fix Price (на 1,6 п. п. до 7,7%). Снизилась она и у некоторых непубличных ритейлеров – "Светофора" (на 0,7 п. п. до 1,8%), Metro (на 2,5 п. п. до 3,9%). Правда, у ряда торговых сетей этот показатель вырос. Например, у "Вкусвилла", Mercury Retail Group, "Ашана" и "Монетки". В X5 Group, "Магните" и "Вкусвилле" данные "Infoline-аналитики" подтвердили. Остальные ритейлеры не ответили на запросы.
По итогам прошлого года действительно наблюдалось падение валовой маржи у многих крупных игроков, включая X5 Group, "Магнит" и "Ленту", подтверждает ведущий аналитик ИК "Велес капитал" Артем Михайлин. Он связывает это с ростом доли товаров по промоакциям в выручке ритейлеров, а также с изменением ассортимента, увеличением стоимости логистики и проч. Он напоминает, что увеличение числа продуктов по промоакциям и просто дешевых товаров является естественным ответом на снижение спроса в условиях экономической нестабильности. Ухудшение рентабельности отдельных ритейлеров связано еще и с особенностями их бизнеса, добавляет генеральный директор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Например, Metro в октябре – декабре столкнулась с техническими сбоями в IT-системе, что привело к падению продаж, а на показателях "Ленты" сказался отток трафика в онлайне. Кроме того, по словам Бурмистрова, продолжительное снижение эффективности у последней может быть связано с неудачной интеграцией приобретенных сетей Billa и "Семья" (они два года показывают падение сопоставимых продаж). Падение же чистой прибыли "Магнита" он объясняет в том числе инвестициями компании в производственные активы.
У крупнейших ритейлеров усиливается и ценовая конкуренция, поэтому они отвечают на это перераспределением бюджетов на развитие различных форматов торговых сетей, например жестких дискаунтеров, говорит академический руководитель магистратуры "Менеджмент в ритейле" Высшей школы бизнеса ВШЭ Александр Лебедев. По его словам, при этом сокращаются инвестиции в премиальный и средний сегменты. Поддержание широкого ассортимента товаров усложнилось из-за роста затрат на логистику, также сети вынуждены увеличивать резервы на замену и ремонт импортного торгового оборудования, что влияет на чистую прибыль, говорит Лебедев.
Глобально 2023 год обещает быть более сложным с точки зрения конкуренции, считает Бурмистров. По его словам, беспрецедентно высокого уровня промо- и ценовой конкуренции, как в IV квартале прошлого года, сейчас нет, но в то же время инфляция замедляется, потребительские настроения неустойчивы и ритейлеры продолжают активно соперничать, отмечает он.
-
20 июля 2023Инфляция растет: как защитить свои деньги
Инфляция растет: как защитить свои деньги. Источник: Forbes
-
13 июля 2023«Полюс» выкупит треть своих акций: почему это насторожило инвесторов
Крупнейший российский золотопромышленник "Полюс" 7 июля объявил выкуп собственных акций по цене на треть выше рыночной. Бумаги компании взлетели на 15%. Источник: Forbes