Акции неработающего завода подорожали на Мосбирже втрое за пять дней
Источник: Forbes
На Московской бирже появился неожиданный лидер роста. С 10 по 15 июля акции малоизвестной компании «Южуралникель» выросли на 218%, с 4000 рублей за бумагу до 12 700 рублей.
«Южуралникель» входит в группу «Мечел» — холдинг владеет 84,09% акций компании. Предприятие находится в городе Орск Оренбургской области. В составе комбината два рудника по добыче никелевой руды — Сахаринский и Буруктальский. Также у «Южуралникеля» есть «дочка» ООО «Карьер ПГГО», которая занимается разработкой гравийных и песчаных карьеров, добычей глины и каолина.
Но уже восьмой год предприятие фактически не работает. В декабре 2012 года совет директоров комбината принял решение о его заморозке — производство было приостановлено из-за «неблагоприятной рыночной конъюнктуры». Под этим подразумевалось падение цен на никель, высокие цены на энергоносители и сырье и нехватка денег на реконструкцию предприятия. Производство основного продукта — ферроникеля — стало убыточным и нецелесообразным. С тех пор «Южуралникель» зарабатывает на аренде, размещая на своих путях вагоны сторонних компаний, продает или списывает на лом устаревающее оборудование. На комбинате работает 155 человек.
Компания начала торговаться на Московской бирже в апреле 2012 года, ее бумаги находятся в третьем уровне листинга. Число владельцев обыкновенных акций, имеющих право на участие в собрании акционеров, составляло 1758 человек на конец первого квартала 2020 года.
За последние пять дней капитализация компании увеличилась с 2,4 млрд рублей до 7,6 млрд рублей. Еще 9 июля с акциями «Южуралникеля» было совершено 122 сделки, их объем составил 873 200 рублей. К 14 июля количество сделок увеличилось до 10 238 при объеме в 227,5 млн рублей. Бумаги, которые не входят в индекс Московской биржи, имеют дневной лимит по изменению цены в пределах 40%. Бумаги «Южуралникеля» 10 июля выросли на 13,5%, 13 июля — на 32%, 14 июля — на 35% (причем по ходу торгового дня колебания достигали предела в 40%), 15 июля — на 30%.
Вечером 15 июля Московская биржа выпустила сообщение, в котором заявила, что лимит максимальных колебаний для «Южуралникеля» понижается до 10%. Как пояснили в пресс-службе биржи, в 2019 году на площадке был внедрен механизм отслеживания и предупреждения существенных отклонений цен акций.
«Мечел» пытался продать «Южуралникель» в течение нескольких лет. В 2018 году гендиректор «Мечела» Олег Коржов говорил, что переговоры о продаже предприятия находятся «в активной стадии», однако сделка в итоге так и не состоялась. «Никаких корпоративных событий или процессов, способных таким образом повлиять на рост акций комбината, в компании нет, — заверила пресс-служба «Мечела». — Движение акций носит спекулятивный характер».
В пресс-службе Московской биржи заявили, что площадка проводит постоянный мониторинг биржевых торгов и в случае выявления нестандартных сделок передает всю информацию регулятору. «Прерогатива регулятора — оценивать любые нестандартные сделки», — подчеркнула пресс-служба биржи. В Банке России ситуацию с «Южуралникелем» комментировать не стали, заявив лишь, что регулятор постоянно отслеживает ход биржевых торгов. «При резком изменении котировок акций или объемов торгов мы анализируем ситуацию, чтобы выяснить наличие признаков манипулирования и инсайдерской торговли», — сообщила пресс-служба регулятора в ответ на запрос Forbes.
В бумагах, в которых нет ликвидности, периодически случаются такие истории, рассуждает аналитик «Финама» Сергей Дроздов. Например, в феврале 2019 года на 8000% выросла стоимость акций малоизвестной компании — «дочки» негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние» «Объединенные кредитные системы». В итоге тогда капитализация компании достигла 1,3 трлн рублей, 26 февраля 2019 года Мосбиржа приостановила торги бумагами. Торги возобновились только через две недели, 12 марта, после чего стоимость бумаг опустилась на прежние уровни (причем сразу после возобновления торгов она упала на 40%). Никакой инвестиционной идеи у компании, заморозившей свое производство, нет, цена их не поддается даже техническому анализу и может так же резко упасть, как и вырасти, продолжает Дроздов. «Я бы не советовал розничным инвесторам пытаться заработать на таких скачках — это подобно игре в казино», — добавляет он.
«Это либо какие-то корпоративные события так могут влиять на переоценку компании, либо чья-то агрессивная покупка — кто ее делает, мы не знаем, мы не видим этого, — комментирует рост акций компании заместитель генерального директора по активным операциям ИК «ВЕЛЕС Капитал» Евгений Шиленков. — В любом случае кто-то точно знает больше, чем мы, и точно знает, что делает. А новости будут позже».